Основная информация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 общеразвивающего вида городского округа закрытое административно-территориальное образование город Островной Мурманской о
Программа является адаптированной | нет |
Государственная аккредитация | нет |
Языки, на которых осуществляется обучение | русский |
Уровень образования | дошкольное образование |
Нормативный срок обучения | 7 лет |
Форма обучения | очная |
Информация о численности обучающихся
Общая численность обучающихся | 30 |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | |
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | |
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами |
Описание образовательной программы
Образовательная программа - образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 общеразвивающего вида городского округа закрытое административно-территориальное образование город Островной Мурманской области» (МБДОУ «Детский сад № 1 ЗАТО г. Островной») (Далее – Программа) - это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%). Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальными программами и авторскими разработками педагогического коллектива Учреждения, реализующего программу дошкольного образования. В Программе вариативная часть представлена курсивом.
Календарный учебный график
-
Годовой учебный график.doc (17 КБ)
Аннотации к рабочим программам, рабочие программы
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (Далее — Образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный и одним из основных компонентов Программы является Федеральная рабочая программа воспитания.
Кроме того, согласно ФГОС ДО Программа включает дополнительный раздел: краткая презентация Программы, предназначенная для родителей (законных представителей) воспитанников.
Парциальные программы, реализуемые в учреждении
Н. В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Парциальная программа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная парциальная образовательная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.
Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:
• ребенок должен изъявить желание научиться читать, быть психологически готовым к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
• обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
• учитывая особенности мышления и восприятия дошкольника, следует включать в занятия задания по конструированию букв их палочек, природного материала (камешков, желудей, каштанов), по лепке букв из теста и пластилина;
• обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий;
• процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.
Целью данной Программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет. Одной из важнейших задач Программы является профилактика нарушений письменной речи у детей в дельнейшем при обучении в начальной школе.
Задачей Программы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
· принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
· принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
· принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
· принцип постепенности подачи учебного материала.
Выполнение задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и семей воспитанников.
Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» Программа развития математических представлений у дошкольников.
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» (далее — Программа) дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее — Стандарт) к структуре Программы, ее объему, условиям реализации и результатам освоения.
Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3—7 лет, которое осуществляется в двух направлениях: — систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.); — организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
Цель: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 3—7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.
Задачи:
· раскрывать основные направления математического развития детей 3—7 лет;
· создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей;
· вводить ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, с помощью проектного метода;
· формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребенком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);
· формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу;
· способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить;
· развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
· учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
· формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
· воспитывать инициативность, самостоятельность;
· обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность и разнообразие содержания Программы и форм ее усвоения;
· повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общения).
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа
Основой перспективного и календарного планирования в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать освоение ребенком материала во всех образовательных областях.
Содержание плана работы предусматривает использование педагогами разнообразных методов:
· наглядных (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);
· словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, ис-пользование фольклорных материалов);
· практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе).
Наряду с традиционными методами программа предусматривает следующие современные методы: использование элементов ТРИЗ, например, таких, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды используется прием ТРИЗ «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды. На занятиях и в обобщающих беседах применяются отдельные приемы мнемотехники — мнемотаблицы и коллажи. Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Задачи разделены на три группы:
1- я группа — задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры.
2- я группа — задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т. д.).
3- я группа — воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания ухаживать за растениями и животными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.
В конечном итоге все эти задачи направлены на достижение единой цели — осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Содержание перспективного плана реализуется в следующих направлениях:
· непрерывная образовательная деятельность;
· совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах;
· самостоятельная деятельность детей в центрах детской активности.
Н. В. Дубровская «Цвет творчества» Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результат которой появляется определенный продукт.
Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.
Образовательные:
· формировать навыки работы с различными материалами;
· способствовать овладению разными технологическими приемами.
Развивающие:
· развивать фантазию, внимание, воображение;
· знакомить с сенсорными эталонами;
· развивать мелкую моторику рук;
· активизировать словарь.
Воспитательные:
· воспитывать художественный вкус;
· воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
· воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
· вызывать положительные эмоции.
Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры», парциальная программа.
Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Цели:
· расширить представление о жанрах устного народного творчества;
· показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка;
· воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
· содействие атмосфере национального быта;
· широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
· учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
· знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.