Образовательная программа дошкольного образования (далее по тексту - Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 общеразвивающего вида закрытого административно-территориального образования город Островной Мурманской области» (далее - МБДОУ) разработана в соответствии с основными нормативными правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации » от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации » от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
- Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности МБДОУ и обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
-
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений
Обязательная часть Программы разработана с учетом содержания:
- примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией НЕ. Вераксы, МЛ. Васильевой, Т.С. Комаровой;
- вариативной программы речевого развития детей дошкольного возраста «По дороге к Азбуке» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова;
- вариативной программы познавательного развития детей дошкольного возраста «Моя математика» под редакцией С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина;
- Рабочей программы факультатива «В гостях у доктора Айболита» по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 3 до 7 лет.
- и направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает развитие детей по всем направлениям развития воспитанников.
Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие воспитанников, поддержку детской инициативы и свободной игры.
Особенности организации образовательного процесса в различных возрастных группах обусловлены спецификой возраста, их общим развитием, этнокультурными традициями, географическими условиями проживания, заказом родителей, требованиями СанПиН.
Цель Программы: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа состоит из трех основных разделов: целевого содержательного и организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы составляет 70% от ее общего объема, иные 30% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В содержательном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях, с учетом вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания образования.
Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
В содержательном разделе отражены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Основной целью взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- установление доверительных, партнерских отношений с родителями;
-привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, области;
-оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах воспитания и развития, охраны и укрепления здоровья детей.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
-открытость дошкольного учреждения для родителей (законных представителей);
-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
-уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный подход к каждой семье.
Организационный раздел содержит описание материально – технического обеспечения Программы, включает режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, организации предметно – пространственной развивающей среды.