При формировании меню должно обеспечиваться разнообразие. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, блюда не должны повторяться в течение дня и в смежные дни. При этом энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам, ведь в первые 6 лет жизни ребенок активно растет и развивается, формируются основные системы организма, для этого процесса необходим пластический материал в виде поступающих с пищей макро- и микроэлементов. Для детей от 2-х до 3-х лет нормой является 1400 ккал/сутки, для детей 3-7 лет – 1800 ккал/сутки. При этом необходимо рационально распределять приемы пищи в течение суток. В процентном соотношении оптимальный режим питания выглядит следующим образом: на завтрак 20-25% от суточной калорийности, второй завтрак – 5%, обед – 30-35 %, полдник 10-15%, ужин 20-25%, второй ужин – 5%.
В равной степени безопасными и безвредными должны быть сами пищевые продукты, способы их приготовления и хранения. Следует избегать продуктов и блюд с избыточным содержанием соли и сахара.
Для детей ВОЗ рекомендует корректировать потребление соли в соответствии с возрастом от 2,5г/сутки до 5г/сутки (норма для взрослых). Лучше всего применять йодированную соль. При приготовлении следует использовать щадящие методы кулинарной обработки.
При употреблении более 40 г. сахара в сутки (в чистом виде, в составе продуктов и готовых блюд) повышает риск набора избыточной массы, заболеваний ССС, образования кариеса. ВОЗ рекомендует ограничить потребление сахара в 20 г/сут. (2 столовые ложки).
Лучше всего использовать щадящие способы приготовления, такие как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, пассерование, припускание. При этом сохраняются вкусовые качества продуктов и их пищевая ценность.
Не менее важно формировать у ребенка навыки и стереотипы направленные на здоровое питание. Начинать можно с 3-х летнего возраста, когда у ребенка совершенствуется психика, интеллект и двигательные навыки.
Вот основные принципы, которым следует обучить ребенка, разработанные Новосибирским НИИ Гигиены:
- объясните ребенку необходимость мытья рук перед едой и после приема пищи, причины и технику выполнения, а так же расскажите о необходимости полоскать рот после еды;
- научите ребенка принимать пищу не спеша, не отвлекаться во время еды и тщательно пережевывать;
- расскажите, что нельзя есть пищу, которая упала на пол;
- учите ребенка кушать только за чистым столом и только из чистой посуды, после еды убирать за собой;
- ребенок должен знать, что каждый день необходимо есть фрукты и овощи, пить молоко;
- формируйте у ребенка понимание правильного режима питания, привычку кушать не реже 4-х раз в день и не есть на ходу;
- важно научить ребенка рассказывать родителям, чем кормили в детском саду, что понравилось, а что нет.
Запомните! Нет вредных продуктов – есть несбалансированный рацион!